Загрузка плеера
26.01.2010

Драгоценный бизнес

Считается, что Кострома — юве­лирная столица России. На се­годняшний день в городе успеш­но работает несколько крупных производств, применяющих новые юве­лирные технологии. О том, как живется сегодня ювелирам-производственни­кам, что помогает им развиваться в ус­ловиях столь жестокой   конкуренции, «Костромскому Бизнес-журналу» рас­сказал руководитель ювелирной студии «АРТИ» Сергей Алексеевич Шаповалов.
—   Сергей Алексеевич, а почему ювелирная студия носит такое назва­ние — «АРТИ»?
— «АРТИ» — это ювелирный брэнд, известная торговая марка. Частично права на нее принадлежат итальянцам, частично нам. Под этой маркой выпус­каются трудоемкие малосерийные ювелирные изделия с драгоценными камнями. Нами она зарегистрирована в 2002 году.
— То есть вы появились на ювелир­ном рынке недавно?
—   Наше ювелирное производство существует уже почти 15 лет. Патент на работу с драгоценными металлами я получил   еще   в   1992 году.   Вообще, можно сказать, что бизнесом я был вы­нужден заняться.   Ювелир я   потом­ственный, родился в семье ювелира в селе Красное-на-Волге. После собы­тий 1991 года моя семья вернулась из Ташкента на родину, в Кострому, и по­явилось множество бытовых проблем, в том числе жилищная. Жизнь заставила заняться бизнесом. Сначала это была просто попытка выжить, создать ка­кую-то материальную базу для семьи, потому что не было нормального жилья, страшнейшая инфляция. Кстати, наша продукция в то время раскупалась мо­ментально. А по мере роста производ­ства рос и уровень выпускаемой про­дукции.   Со   временем   приобрели   в собственность землю под производ­ство, построили здание.
Мы работаем с крупными оптовика­ми, изделия нашего производства продаются по всей стране. А успех предприятия во многом определяют его сотрудники: сейчас в штате шесть талантливых художников-модельеров, выпускников Красносельского училища художественной обработки метал­лов. Это коллектив, сложившийся не­сколько лет назад, и то, что предпри­ятие получает дипломы на различных выставках и конкурсах, в первую оче­редь их заслуга.
— Можно назвать ваше производ­ство семейным бизнесом?
— Да, моя супруга Ирина является главным художником производства. Она профессиональный художник-модель­ер, и многие изделия создавались под ее руководством. Это была ее идея -открыть салон-магазин в Костроме. До этого вся продукция уходила за пределы области. Раньше я считал, что торговая точка в Костроме не может быть рента­бельной, однако это оказалось не так. Павильон в торговом центре «Мега Мир» приносит хорошую прибыль, его работу курирует также Ирина. Торговлей я не занимаюсь, мне всегда было гораздо ближе производство товара.
Костромичи вообще оказались до­статочно грамотными покупателями на­ших изделий по сравнению с жителями других регионов. Если судить по вы­ставкам, например, последней между­народной выставке в Москве в Соколь-
никах, те коллекции, которые были дип­ломированы, вызвали бурный интересу посетителей. От многих можно было услышать: «Это очень интересно, не­ожиданно, впервые вижу, но хотелось бы приобрести что-то более традици­онное». Хотя москвичи считаются весь­ма продвинутыми покупателями. В кос­тромском же магазине на наши «хиты» в плане заказов просто очереди! Кол­лекции у нас достаточно разнообразны, есть изделия очень трудоемкие, и мас­сово их выпустить сразу нельзя.
— Вы занимаетесь только выпуском эксклюзивных и малосерийных изде­лий?
— Сейчас выпускаем и серийную продукцию,   но с   каждым   годом все больше уходим в сторону малосерий­ной. Познакомиться с нашими издели­ями можно в каталогах. Скоро выйдут в свет еще два: один каталог под торго­вой маркой АРТИ, другой — с интерес­ной, но серийной продукцией.
— Можете нарисовать портрет сред­него представителя вашей целевой ау­дитории?
— Если судить по продаже изделий под маркой АРТИ, чаще всего это ус­пешные,   состоявшиеся бизнесмены, достаточно известные в городе люди, так как стоимость ювелирного изделия в среднем   составляет $1 000-3 000. Охотно покупают продукцию по такой цене приезжие с севера,   москвичи. Для них это приемлемая сумма, так как в Москве изделия такого уровня стоят втрое дороже.   В то же время нашу продукцию из серийных коллекций по­купают и молодые люди, в подарок де­вушке, к примеру. В ассортименте есть недорогие   изделия,   в том   числе с бриллиантами, которые вполне по кар­ману человеку, имеющему небольшой, но стабильный доход.
— Ваш кабинет украшает большое количество дипломов и сертификатов. На ювелирных выставках часто бываете?
— Не так давно ездили в Москву на главную российскую выставку, самую крупную — московскую международную выставку «Ювелир» в Сокольниках. Зи­мой   состоится   выставка   Л!МЛ/ЕХ в Санкт-Петербурге.   Еще в этом году принимали участие в костромском ювелирном фестивале «Золотое кольцо», где получили самый главный приз -гран-при за гарнитур «Яблочко на та­релочке», Ювелирный Оскар за кол­лекцию мужских колец серии «Рубеж», два диплома «Признательность прес­сы» за гарнитур «Подсолнухи».
—А какова сейчас ситуация на юве­лирном рынке в целом? Что помогает вам уверенно «держаться на плаву»?
— Сейчас на ювелирном рынке очень высокая конкуренция, зачастую недоб­росовестная. Случается и воровство моделей, идей. Вообще, ситуация среди ювелиров-производственников тяже­лая, рынок довольно насыщен. Много контрафактной продукции, нелегально ввезенной в Россию из-за рубежа. Если зайти в крупный московский магазин, а нередко и в костромской, то на витринах можно увидеть товары в основном в духе турецкой «легковески», все цены «на одно лицо». Мы этого стараемся избе­жать, даже в ущерб прибыли. Ведь по­мимо финансовых выгод существуют и другие стимулы — моральное удовлет­ворение, например. Безусловно, массо­вый выпуск недорогих изделий принесет значительно больше денег, чем произ­водство малосерийных, экспериментальных украшений. Но со временем и они продаются, окупаются, находят сво­его потребителя. Говорить, что малосе­рийное производство нерентабельно, однозначно нельзя.
— А есть проблемы у ювелиров-производителей в связи с нашим, увы, несовершенным законодательством?
— Да, и одна из них, очень серьезная, обсуждалась в Гильдии ювелиров «Зо лотое Кольцо Руси», где я состою. Речь шла об узаконенной контрабанде юве­лирных изделий. Сейчас разрешается вывозить материал на переработку за пределы страны, например, в Турцию или Таиланд, ввозить его обратно и ап­робировать его здесь. При этом товар считается произведенным в России. С одной стороны, это резко снижает себе­стоимость продукции. С другой — мы ра­ботаем на экономику Турции, Таиланда и других стран, что не может радовать производителей, имеющих штат про­фессиональных сотрудников. Конечно, дешевле сырье вывезти в Китай или другую страну, где его за копейки пере­работают. Соответственно, качество та­кой продукции весьма низкое.
— Какие трудности ожидают произ­водителей при выходе на ювелирный рынок?
— На мой взгляд, сейчас крайне не­благоприятное время для   выхода на этот рынок. Кроме жесточайшей конку­ренции,   сразу   появятся   серьезные проблемы со сбытом готовой продук­ции. Производство очень материалоемкое, оборудование достаточно дорого стоит.   Необходимо   провести   очень много согласований с различными органами: от органов пожарной безопас­ности, СЭС и заканчивая пробирным надзором. Огромное количество тре­бований — например, вневедомствен­ная охрана требует наличия сейфовой комнаты. Производство нуждается в значительных финансовых вложениях. Даже у уже существующих предпри­ятий есть проблемы с профессиональ­ными кадрами. Качественная ювелир ная продукция требует высоких навыков обработки, не все могут обеспечить ка­чество. А некачественный товар просто не выдержит сегодняшней конкуренции на рынке. Ну и самое главное — необ­ходимо наличие модельного ряда, кото­рый нарабатывается годами.
— Скажите, при разработке новых коллекций вы ориентируетесь на ка­кие-то модные тенденции? Что сейчас актуально из камней, металлов и соб­ственно изделий?
— В отношении камней мода во все века на бриллианты: чем крупнее, тем лучше. Из цветных камней уже много лет не выходит из моды топаз. Охотно покупаются изделия с интересным со­четанием топаза и аметиста. Сейчас появился спрос на редкие камни, такие как аметрин, турмалин, аквамарин.
По-прежнему есть и любители бело­го золота. Сейчас мы освоили техноло­гию производства платины. Уже выпус­тили первые коллекции для московской выставки в Сокольниках. Платина — очень тугоплавкий материал, трудный в обработке, редко кто с ним работает. Насколько я знаю, в Костроме с плати­ной работают только Костромской юве­лирный завод и мы. Все более популяр­ным становится золото высоких проб — 750 и выше — и более желтый сплав, так называемый евросплав. Стали реже спрашивать традиционное красное зо­лото, тем более что наличие лигатур любых цветов позволяет получать мно­гоцветное изделие. Мы стараемся ис­пользовать весь спектр материалов. Одна и та же модель может быть выпол­нена из разных материалов, с разными вставками и смотреться совершенно по-другому.
Сейчас есть такая тенденция, когда обращаются непосредственно на предприятие и заказывают эксклюзив­ные украшения. Модель разрабатыва­ется художником-модельером, делает­ся эскиз, изготавливается макет, ого­варивается материал. Как правило, это достаточно дорогие изделия

Возврат к списку



© 2014 Шаповалов Сергей Алексеевич
политика конфиденциальности
ювелирные изделия на заказ