Считается, что Кострома — ювелирная столица России. На сегодняшний день в городе успешно работает несколько крупных производств, применяющих новые ювелирные технологии. О том, как живется сегодня ювелирам-производственникам, что помогает им развиваться в условиях столь жестокой конкуренции, «Костромскому Бизнес-журналу» рассказал руководитель ювелирной студии «АРТИ» Сергей Алексеевич Шаповалов.
— Сергей Алексеевич, а почему ювелирная студия носит такое название — «АРТИ»?
— «АРТИ» — это ювелирный брэнд, известная торговая марка. Частично права на нее принадлежат итальянцам, частично нам. Под этой маркой выпускаются трудоемкие малосерийные ювелирные изделия с драгоценными камнями. Нами она зарегистрирована в 2002 году.
— То есть вы появились на ювелирном рынке недавно?
— Наше ювелирное производство существует уже почти 15 лет. Патент на работу с драгоценными металлами я получил еще в 1992 году. Вообще, можно сказать, что бизнесом я был вынужден заняться. Ювелир я потомственный, родился в семье ювелира в селе Красное-на-Волге. После событий 1991 года моя семья вернулась из Ташкента на родину, в Кострому, и появилось множество бытовых проблем, в том числе жилищная. Жизнь заставила заняться бизнесом. Сначала это была просто попытка выжить, создать какую-то материальную базу для семьи, потому что не было нормального жилья, страшнейшая инфляция. Кстати, наша продукция в то время раскупалась моментально. А по мере роста производства рос и уровень выпускаемой продукции. Со временем приобрели в собственность землю под производство, построили здание.
Мы работаем с крупными оптовиками, изделия нашего производства продаются по всей стране. А успех предприятия во многом определяют его сотрудники: сейчас в штате шесть талантливых художников-модельеров, выпускников Красносельского училища художественной обработки металлов. Это коллектив, сложившийся несколько лет назад, и то, что предприятие получает дипломы на различных выставках и конкурсах, в первую очередь их заслуга.
— Можно назвать ваше производство семейным бизнесом?
— Да, моя супруга Ирина является главным художником производства. Она профессиональный художник-модельер, и многие изделия создавались под ее руководством. Это была ее идея -открыть салон-магазин в Костроме. До этого вся продукция уходила за пределы области. Раньше я считал, что торговая точка в Костроме не может быть рентабельной, однако это оказалось не так. Павильон в торговом центре «Мега Мир» приносит хорошую прибыль, его работу курирует также Ирина. Торговлей я не занимаюсь, мне всегда было гораздо ближе производство товара.
Костромичи вообще оказались достаточно грамотными покупателями наших изделий по сравнению с жителями других регионов. Если судить по выставкам, например, последней международной выставке в Москве в Соколь-
никах, те коллекции, которые были дипломированы, вызвали бурный интересу посетителей. От многих можно было услышать: «Это очень интересно, неожиданно, впервые вижу, но хотелось бы приобрести что-то более традиционное». Хотя москвичи считаются весьма продвинутыми покупателями. В костромском же магазине на наши «хиты» в плане заказов просто очереди! Коллекции у нас достаточно разнообразны, есть изделия очень трудоемкие, и массово их выпустить сразу нельзя.
— Вы занимаетесь только выпуском эксклюзивных и малосерийных изделий?
— Сейчас выпускаем и серийную продукцию, но с каждым годом все больше уходим в сторону малосерийной. Познакомиться с нашими изделиями можно в каталогах. Скоро выйдут в свет еще два: один каталог под торговой маркой АРТИ, другой — с интересной, но серийной продукцией.
— Можете нарисовать портрет среднего представителя вашей целевой аудитории?
— Если судить по продаже изделий под маркой АРТИ, чаще всего это успешные, состоявшиеся бизнесмены, достаточно известные в городе люди, так как стоимость ювелирного изделия в среднем составляет $1 000-3 000. Охотно покупают продукцию по такой цене приезжие с севера, москвичи. Для них это приемлемая сумма, так как в Москве изделия такого уровня стоят втрое дороже. В то же время нашу продукцию из серийных коллекций покупают и молодые люди, в подарок девушке, к примеру. В ассортименте есть недорогие изделия, в том числе с бриллиантами, которые вполне по карману человеку, имеющему небольшой, но стабильный доход.
— Ваш кабинет украшает большое количество дипломов и сертификатов. На ювелирных выставках часто бываете?
— Не так давно ездили в Москву на главную российскую выставку, самую крупную — московскую международную выставку «Ювелир» в Сокольниках. Зимой состоится выставка Л!МЛ/ЕХ в Санкт-Петербурге. Еще в этом году принимали участие в костромском ювелирном фестивале «Золотое кольцо», где получили самый главный приз -гран-при за гарнитур «Яблочко на тарелочке», Ювелирный Оскар за коллекцию мужских колец серии «Рубеж», два диплома «Признательность прессы» за гарнитур «Подсолнухи».
—А какова сейчас ситуация на ювелирном рынке в целом? Что помогает вам уверенно «держаться на плаву»?
— Сейчас на ювелирном рынке очень высокая конкуренция, зачастую недобросовестная. Случается и воровство моделей, идей. Вообще, ситуация среди ювелиров-производственников тяжелая, рынок довольно насыщен. Много контрафактной продукции, нелегально ввезенной в Россию из-за рубежа. Если зайти в крупный московский магазин, а нередко и в костромской, то на витринах можно увидеть товары в основном в духе турецкой «легковески», все цены «на одно лицо». Мы этого стараемся избежать, даже в ущерб прибыли. Ведь помимо финансовых выгод существуют и другие стимулы — моральное удовлетворение, например. Безусловно, массовый выпуск недорогих изделий принесет значительно больше денег, чем производство малосерийных, экспериментальных украшений. Но со временем и они продаются, окупаются, находят своего потребителя. Говорить, что малосерийное производство нерентабельно, однозначно нельзя.
— А есть проблемы у ювелиров-производителей в связи с нашим, увы, несовершенным законодательством?
— Да, и одна из них, очень серьезная, обсуждалась в Гильдии ювелиров «Зо лотое Кольцо Руси», где я состою. Речь шла об узаконенной контрабанде ювелирных изделий. Сейчас разрешается вывозить материал на переработку за пределы страны, например, в Турцию или Таиланд, ввозить его обратно и апробировать его здесь. При этом товар считается произведенным в России. С одной стороны, это резко снижает себестоимость продукции. С другой — мы работаем на экономику Турции, Таиланда и других стран, что не может радовать производителей, имеющих штат профессиональных сотрудников. Конечно, дешевле сырье вывезти в Китай или другую страну, где его за копейки переработают. Соответственно, качество такой продукции весьма низкое.
— Какие трудности ожидают производителей при выходе на ювелирный рынок?
— На мой взгляд, сейчас крайне неблагоприятное время для выхода на этот рынок. Кроме жесточайшей конкуренции, сразу появятся серьезные проблемы со сбытом готовой продукции. Производство очень материалоемкое, оборудование достаточно дорого стоит. Необходимо провести очень много согласований с различными органами: от органов пожарной безопасности, СЭС и заканчивая пробирным надзором. Огромное количество требований — например, вневедомственная охрана требует наличия сейфовой комнаты. Производство нуждается в значительных финансовых вложениях. Даже у уже существующих предприятий есть проблемы с профессиональными кадрами. Качественная ювелир ная продукция требует высоких навыков обработки, не все могут обеспечить качество. А некачественный товар просто не выдержит сегодняшней конкуренции на рынке. Ну и самое главное — необходимо наличие модельного ряда, который нарабатывается годами.
— Скажите, при разработке новых коллекций вы ориентируетесь на какие-то модные тенденции? Что сейчас актуально из камней, металлов и собственно изделий?
— В отношении камней мода во все века на бриллианты: чем крупнее, тем лучше. Из цветных камней уже много лет не выходит из моды топаз. Охотно покупаются изделия с интересным сочетанием топаза и аметиста. Сейчас появился спрос на редкие камни, такие как аметрин, турмалин, аквамарин.
По-прежнему есть и любители белого золота. Сейчас мы освоили технологию производства платины. Уже выпустили первые коллекции для московской выставки в Сокольниках. Платина — очень тугоплавкий материал, трудный в обработке, редко кто с ним работает. Насколько я знаю, в Костроме с платиной работают только Костромской ювелирный завод и мы. Все более популярным становится золото высоких проб — 750 и выше — и более желтый сплав, так называемый евросплав. Стали реже спрашивать традиционное красное золото, тем более что наличие лигатур любых цветов позволяет получать многоцветное изделие. Мы стараемся использовать весь спектр материалов. Одна и та же модель может быть выполнена из разных материалов, с разными вставками и смотреться совершенно по-другому.
Сейчас есть такая тенденция, когда обращаются непосредственно на предприятие и заказывают эксклюзивные украшения. Модель разрабатывается художником-модельером, делается эскиз, изготавливается макет, оговаривается материал. Как правило, это достаточно дорогие изделия