26.01.2010
СЕРГЕИ ШАПОВАЛОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ СТУДИИ «АРТИ»
Так вы против фестиваля "Золотое кольцо России" в принципе? Совсем даже нет. Я предлагаю сместить акценты фестиваля с реализации изделий на их демонстрацию. Сделать упор на конкурсную основу: к имеющимся уже конкурсам, таким как "Золотая ладья", добавить еще несколько. Сделать их престижными внутри ювелирного сообщества. Надо, чтобы каждая фирма выставляла свои творческие новинки, своего рода концепткары, как это делают автомобильные фирмы. В рамках фестиваля можно было бы провести выставку дипломных работ выпускников КУХОМа и КГТУ. Ведь каждый год именно в это время проходит защита, и мнение профессионалов помогло бы ребятам реально оценить свои силы. А талант был бы по праву оценен.
На мой взгляд, надо ограничить фирмы по занимаемой площади. Ведь у нас считается, что чем больше места фирма занимает, тем она "круче". А в итоге прилавки оказываются, забиты серийной продукцией, которую можно купить в магазинах любого города. А вот если люди будут знать, что на фестивале выставляют уникальные творческие вещи, то они обязательно приедут. Тогда он будет действительно фестивалем, а не скромной региональной выставкой.
Сейчас не во всякой ювелирной фирме есть свой модельер. При таком развитии техники проще скопировать удачную модель, чем ее придумать. Может и конкурировать будет некому?
Вы не совсем правы. Серьезные фирмы на творчестве не экономят. Вот в нашей, совсем небольшой студии, работает шесть стилистов-дизайнеров. Это кроме нас с женой. Кстати, костяк "Арти" – это выпускники КУХОМа и выдающиеся выпускники "Технолога".
Как ваша фирма переживает кризис?
До мая мы его практически не ощущали, компенсируя потери в одном за счет других направлений. Теперь вынуждены отправить пару работников в плановый отпуск. Выплаты не срезали, зарплату не снижали, никого не уволили. Хотя у многих кризис начался уже с прошлого года.
Тоже перешли на серебро, как это сделали многие?
Невижу смысла. Рынок серебра ограничен. В отдельные периоды доля серебра увеличивалась, но это были сложные в техническом исполнении и дорогие вещи.
Ваш рецепт, как пережить кризис?
Умерить расходы. Прежде всего,свои собственные. Временно закрыть новые проекты, даже перспективные. Мы вот заморозили идею строительства дополнительных площадей. Ни в коем случае не брать кредиты. Если они есть, постараться быстрее отдать. Но, прежде всего,поступиться личным благополучием. И надо искать нестандартные ходы решения проблемы.
Это опыт подсказывает?
В 92-м, в эпоху дефицита, было проще - изделия просто сметали с полок. В 98-м мы оклемались буквально через два месяца. Правда, не без потерь. Работники на собрании добровольно себе урезали расценки. Помог как раз нестандартный ход. Я тогда первым запустил цветной каталог с присвоенными артикулами. Мы его направо - налево раздавали, и потребитель очень скоро откликнулся.
А вот кризис спроса переживаем в первые. В ситуации, когда люди не покупают, потому что им не на что купить или они не уверены в завтрашнем дне, ничего другого не придумаешь. Только оптимизация и урезание собственных расходов может помочь.
Ну не может же быть, что бы вообще ничего не покупали!
Мы открыли бутик в "Мега-мире", я по нему сужу. Так вот, там приобретаются в основном, изделиябизнес-класса. Неделю может не быть ни одной продажи, потом приезжают москвичи, удивляются, как тут мило и дешево, покупают несколько гарнитуров. Так что на изделия ценовой категории 30-50 тысяч спрос остался, а вот на серийные изделия спрос резко упал. Хорошо так же покупают вещи высокохудожественные. Впрочем, салон только сам себя окупает.
Действует скорее, как филиал склада.
Увас есть постоянные клиенты?
Конечно, их достаточно много. Например, недавно снова приезжала девушка из Зеленограда, жена магната. Она регулярно звонит узнать, что у нас нового. По электронной почте сбрасываем ей фотографии, а заказывает и приезжает сама. Так она в Костроме знает только одну дорогу- как до нас доехать. Очень наши работы любит, а на вопросы столичных подруг отвечает, что купила в Италии или Америке.
Не обижает, что ваши работы сравнивают с "Булгари" и "Тиффани"?
Неактуально. Мы - то знаем, что делаем лучше и качественнее, а главное – потребитель это знает.